Первое метро появилось в Лондоне 10 января 1863г. и вначале поезда ходили на паровозной тяге. Паровозная тяга и отсутствие хорошей вентиляции тоннелей приводило к сильной задымлённости метро, пассажиры зачастую просто «задыхались» от дыма.
- Поезда на электрической тяге появились лишь в 1890 году.
- В России первый метрополитен появился в 1935 году в Москве.
- Воздух в метро благодаря вентиляционным шахтам полностью обновляется каждые 15-20 минут. Циркуляции помогают и поезда, проталкивающие воздух по тоннелю.
- Ток, приводящий в движение поезда, подаётся по контактному рельсу. В Лондоне и Нью-Йорке он лежит на путях. В России контактный рельс находится внизу платформы и накрыт защитным щитком яркого цвета. Это конструкция более сложная, но она более безопасна и исключает удар током (825 вольт) незадачливого пассажира, случайно оказавшегося на путях.
На случай, если с водителем поезда метро что-либо случится (уснёт, потеряет сознание и т.п.), существует автостоп, который не даст столкнуться двум поездам. Он активируется при проезде на красный свет светофора и представляет собой рычаг, автоматически срывающий тормозной клапан электропоезда.
- На каждой станции метро установлено до 40 камер видеонаблюдения. Это необходимо не только для обеспечения безопасности, но и для регулирования потока пассажиров. Данные с камер передаются в диспетчерский центр. Срок хранения данных – трое суток.
- Почти на каждой станции метро имеется взрывозащитная бронированная камера, выдерживающая взрыв до 3 кг в тротиловом эквиваленте. Она используется в том случае, если на станции найден какой-либо подозрительный объект, бомба или взрывчатка. Сотрудники спецслужб помещают его в эту камеру и вывозят её на полигон.
- В полу станции метро под красными люками находятся противопожарные краны, а под синими – краны для заправки водой поломоечных машин.
- На станции метро находятся аккумуляторы, в случае непредвиденного отключения электроэнергии способные обеспечить её жизнедеятельность до двух суток.
- В тоннелях метро, из-за разницы давления воздуха, почти постоянно дует ветер.
- Угол наклона эскалаторов в России составляет 30°.
- Двигатели эскалатора расположены под вестибюлем станции метро.
Для безопасности пассажиров лента экскаватора и поручень двигаются с различными скоростями.
При движении вверх поручень двигается чуть быстрее ленты экскаватора, заставляя пассажиров невольно наклоняться вперёд, а при движении вниз, наоборот, чуть медленнее, заставляя их отклоняться назад.
- Все построенные в России станции метро в случае ядерного удара могут использоваться в качестве убежища. Этому способствуют герметические ворота, установленные на станциях, в переходах, в тоннелях, а иногда даже и в вестибюлях, способные изолировать станцию метро от внешнего мира.